Сегодня существует множество видов и стилей каминов, соответствующих той или иной исторической эпохе. В этой статье рассказывается, как менялась мода на камины и чем различные стили каминов отличаются друг от друга.
Так же рекомендуем посмотреть и нашу галерею каминов.
Термин «Людовик» связан с именем восемнадцати королей Франции, которые правили с 1300 года до Французской революции. Камины Людовика правильнее было бы называть камином, возрождающим эпоху Людовика, так как он появился в XIX веке, когда французские архитекторы и дизайнеры интерьеров решили создать стиль, имитирующий тип каминов, который был популярен во времена правления королей Людовика XIV, XV и XVI. В действительности, камины той эпохи были сделаны намного тщательнее, чем их поздние имитации, выполненные в Англии и Франции в викторианскую эпоху.
Типичный камин в стиле «короля Людовика» выступал на девять дюймов от стены. Его лицевая часть была плоской, в виде ящика с прямоугольным отверстием. Такие камины, сделанные итальянскими мастерами с дополнительной деталировкой и отделкой, которую выполняли французские художники, выглядели более элегантно, чем британские мраморные камины той эпохи.
Обводы возрожденных каминов «Людовик XV» имеют грациозные изгибы и узоры, которые и сегодня пользуются популярностью, хотя и сильно отличаются от оригиналов той эпохи. Камины «Людовик XVI» – квадратные и более мужественные, их легко спутать с каминами в традиционном английском стиле, который был популярен более двухсот лет. Маленькие и женственные камины «Людовик XV Помпадур» наверняка можно назвать лучшими по дизайну из всей серии каминов Людовика.
Эпоха короля Георга включает период с 1714 по 1820 годы, хотя ее поздний период правильнее будет называть «эпоха Регентства». Именно в это время, эпоху расцвета земельной аристократии, было построено множество зданий, которые и поныне привлекают нас своим великолепием. Иниго Джонс, архитектор предыдущего столетия, был вдохновителем для раннего периода эпохи Георга вплоть до 1760 года. Сборники рисунков его работ, в которых в изобилии использовались элементы греческой мифологии, были широко распространены среди дворянства всей страны. Именно они вдохновили таких дизайнеров, как Уильям Кент, на создание каминов, которые стали сосредоточием чувственности в больших грациозных залах.
История каминов теперь делится на две половины. В первой из них, характеризующей ранний период, камины имеют великолепный, богато украшенный вид. Во второй половине периода мы видим камины, отражающие влияние более утонченного, классического стиля.
Камины для домов среднего класса были намного проще – настоящие материалы типа мрамора или ценных пород дерева были заменены их ложными имитациями. Более сдержанные и дешевые камины также видны в менее важных комнатах состоятельных домов, что говорит о том, что даже у богатейших землевладельцев карманы были не бездонны! Однако, такой дизайн, не проник в дома всех фермеров и йоменов, которые составляли большинство домовладельцев. Их камины часто отличались бесхитростным дизайном c большой деревянной притолокой, какие мы видим сегодня в коттеджах с соломенными крышами.
Без сомнения, вторая половина века – это эпоха Роберта Адама и каминов, названных в его честь. Роберт Адам со своим братом Джеймсом создали сборник образцов, охватывающих все аспекты архитектуры, но наибольшую известность им принесли образцы каминов. Адам был мастером деталировки – его работы, пусть и меньшие по размеру и менее экстравагантные, чем те, что получили распространение последние пятьдесят лет, включали красивейшие детали, взятые из классической мифологии. К ним можно отнести этрусские мотивы с золотыми листьями и даже Ведвуджскую керамическую плитку.
Камины для важных комнат были выполнены из скульптурного белого мрамора с украшениями в виде венков, лент, лир и урн. Менее важные комнаты, а также зарождающийся средний класс довольствовались лишь копиями таких каминов, выполненными из материалов-имитаторов. На закате эпохи короля Георга, после бесконечных изменений, сопутствующих моде на мебель, дизайн каминов стал более классическим, с меньшим количеством украшений. В это время становятся заметны различные влияния, например, столь горячо любимого принцем-регентом Георгом IV стиля шинуазри (Chinoiserie, «китайщина»). Этот период по разным причинам стал расцветом каминов, и многие образцы того времени в мириадах имитаций (как настоящие камины, так и электрокамины) представлены на сегодняшнем рынке.
Как и любое направление в декоре на протяжении последних четыреста лет, стиль эпохи Регентства нельзя рассматривать обособленно. Фактически, он включил в себя элементы и взаимосвязи в тенденциях, социальных различиях и политике как до, так и после этого периода. Камины стиля Регентства выполнены менее тщательно, чем творения таких дизайнеров, как Роберт Адам. Ушли в прошлое маленькие вставки с пасторальными сценами, столь любимыми аристократами в середине XVIII века. Их место заняли прямолинейные модели с типичными резными опорами. Сама опора может быть плоской с резными вставками, а иногда – в форме одной или двух греческих колонн, поддерживающих каминную полку. Для каминной полки чаще использовали панели с резьбой, но также были популярны и другие сюжеты – например, двойные параллельные линии, листья аканта, а также античные картины, наподобие головы Медузы или римского триумфа.
Для каминов популярным материалом был мрамор, однако его поставки из Италии, Испании и Португалии были нарушены из-за блокады во время Наполеоновских войн. Предпочтение отдавалось скульптурному мрамору (использовавшемуся для статуй), но его цена ограничивала его применение только для главных комнат и гостиных. Другие комнаты, попроще, довольствовались лишь имитирующими мрамор каминами, которые делались из дерева или жесткого алебастра и расписывались под мрамор искусными, но низкооплачиваемыми художниками.
Во Франции стиль каминов развивался отдельно от Британии. Во время Французской революции многие экстравагантные камины, установленные во времена царствования Людовиков XIV, XV, XVI были демонтированы и вывезены за рубеж. Их место заняли камины, все еще подверженные влиянию античности, но с меньшим количеством украшений и большими каминными полками, чем британские экземпляры. Из-за тесных связей между Францией и молодыми Соединенными Штатами это влияние заметно и в домах Новой Англии этого периода, включая Белый Дом (который белый лишь потому, что англичане сожгли его в 1812 и его нужно было заново перекрасить).
Влияние стиля регентства остается популярным и сегодня. В Лондоне сохранилось много домов того периода, хотя наиболее старые дома были снесены во время строительного бума в конце викторианской эпохи. Так как следующие поколения при модернизации своих домов меняли старые камины, выполненные в эпоху Регентства, то эти пробелы вынуждены восполнить современные репродукции и воссоздать хотя бы часть роскоши того времени. На самом деле оказалось, что легче воспроизвести более простой дизайн каминов эпохи Регентства, чем передать с тщательностью роскошь их предшественников, которые сейчас считаются лучшими в своем роде.
Королева Виктория правила долгое время, с 1837 по 1901 годы, поэтому нельзя считать эпоху ее правления одним периодом. В ранний период, до смерти короля Альберта в 1860 году, камины были подвержены влиянию классических тем, естественных для стиля Регентства. Однако со временем другие движения в искусстве стали влиять на каминный дизайн. Прежде всего, это декоративно-прикладная школа (Arts and Crafts) и школа модерна. Также необходимо помнить и о стиле Людовика, ставшего популярным благодаря обилию оригинальных каминов, изъятых во времена Революции из усадеб французской аристократии.